Перейти до основного вмісту

Дверь и щепка: фото частицы в поисках целого.


 
«У моїй руці шматочок дверей, це єдине що залишилося як спогад про мою квартиру в Херсоні.  Адже він під окупацією. В останній день перед своєю евакуацією я довго думав, що мені можна взяти з собою в дорогу як пам'ять про Херсон.  Було насправді не так багато варіантів що ж з собою взяти на згадку, але якось випадково, виходячи з квартири у двір, помітив, як від моїх других вхідних дверей (тих що з дерева вироблені) раптом відколовся невеликий шматочок дерева, ось цей шматок.  І вже збираючи сумки з речами, цей уламок дверей я поклав у папку з усіма своїми документами.  І ось мені запропонували як можна обіграти цей шматок дверей у чужому для мене просторі і поки що в ще не дуже знайомому мені місті, куди я зміг евакуюватися».

Автор фотопроекта «Дверь» Артур Сумароков рассказал это подозрительному полицейскому в Клайпеде во время фотосъемок, пребывая в арт-резиденции Menų zona, которая стала прихистком (это украинское слово непереводимо и  теперь понятно Городу и Миру) для  украинского творца из  временно оккупированного Херсона.   И слава Богу! Иначе Бог знает, что можно было подумать про полукруглую деревянную щепку, так тихо пристроенную к самым разным поверхностям, где она чувствует себя почти как дома, но не совсем…  И даже не почти.
Путешествие беженки-щепки по миру Чужих в поисках родной Двери  мы можем проследить благодаря удачно завершившейся тогда фотосессии херсонца Артура Сумарокова в пространстве Клайпеды во времени вынужденного перемещения по миру. Фотопроект для Майстерня артивізму / Artivism Manufactory, Херсон,  и  автор доверил свою скрытую надежду : пересобрать пазл разбежавшегося по швам мира, имея на руках лишь одну из миллиона его частиц… Ибо как было – так уже не будет.
Я посмотрела на весь этот джаз, и решила поделиться с вами своей арт-рецепцией про то, что нам не дано предугадать, как наше фото отзовется, и как далеко от дверей  под крышей дома своего  оно нас уведет.
Эта щепка сначала смирно уложилась на целые белые доски, между которыми были черные полоски выпавших половиц, и чем-то это напомнило клавиатуру фортепиано, и даже зазвучала музыка – для меня это были звуки из фильма «Легенда о пианисте»... И здесь  наша украинская дверь (в своем минимальном материальном выражении), наша кровиночка  пристроилась на самый кончик одного обломка, прямо  над черной пропастью черной клавиши. И эта тяга к проемам, пролетам и безднам будет замечена в ее поведении довольно часто.

 

Полукруг щепы на следующем фото белым полумесяцем отразился на фоне белого же пенистого моря балканского, как сразу показалось  – но скорее всего, тут какая-то серо-белая старая стена, где потертости напоминают божественную пену набежавшей волны, а утлая Одиссева лодка  все плывет и плывет  на Итаку. А война все не заканчивается и не заканчивается…

 
Далее - фонарик со свечкой внутри, в стеклянном колпаке, висит на ветке неизвестного дерева, как скворечник, на фоне грубо наляпанной цементной потрескавшейся стенки. И наша щепочка пристроилась прямо на крышке того фонарика, возможно, тоже желая светить всегда, светить везде, до дней последних донца …

 
Потом она перебралась в щель этой самой грубо слепленной цементной стены, под которой на земле пристроились два садовых гномика -  удвоенная копия Гнома-путешественника из «Амели».

Со стенки спускаемся на ровный гладкий натуральный деревянный пол, и на нем, как бородавка, уже возвышается кругляш осколка двери от нашего дома. На ровном, гладком, геометрически правильном фоне наша украинская деталь никак не разглаживается. Торчит и колет глаз. Пазл  все еще не пересобирается.

 
Старые доски старых деревянных дощатых дверей, скрепленных грубой железной петлей, и прямо над ней, как отмычка, вставлена в щель между досками, наша вездесущая щепица. И как она здесь к месту!

 
Затем эта дранка стыдливо спряталась почти полностью, с головой в угловую маленькую расщелину между каменной кладкой стены и  под углом приставленной деревянной  целой дверью.

 
Но на следующем фото она решила подышать лесным воздухом, и пристроилась прямо на кресле из трех шишек на сосновой ветке, пытаясь вписаться в родную живую древесину. Но тщетно… На этом живом пахнущем дереве, на фоне мирной природы  она смотрелась, как на корове седло.

 
И вот прямо с высоты сосны эта щепочка – былиночка упала прямо на каменную брусчатку, и как раз уместилась между булыжниками старинной дороги, и видно, что ей там уютно.

 
Но долго не улежав на дороге, полезла наша лучинушка вверх – и нашлась как раз   для нее крупная щель между выщербленными камнями старой-старой кладки стены, вдоль нее еще тянутся стебельки диких желтых цветочков, и вот тут-то среди развалин белая крашенная сторона щепки от двери вписалась так органично, даже можно сказать так художественно, что глаз не оторвать.

 
Долго она и там не продержалась, и скатилась в выемку застывшего разлитого цемента.

 
Позже нашлась для нашей двери и красно-кирпичная кладка, и там наш верешок  висит совсем вертикально, как осиное гнездо, и держится на одном честном слове.

 
И наконец-то щепочка наша нашла себе приют – родственную душу: это обломанный кусок старой фанеры, щетинистый край которой почти полностью совпадает с гребешком обломанного полумесяцем краешка нашей маленькой щепки от большой двери большого дома. А за обломанным краем широкой фанерной стены – темнеет космос почти черной, с проплешинами другой стены, каменной.

 
Но проявляя неустанность поиска, все-таки частичка украинской двери нашла себе более пристойное место, чем фанерная обломанная перегородка. Это были широкие деревянные крашенные доски, прибитые под углом в 90 градусов гроздями с крупными, как пуговицы, шляпками. По цвету на фоне этой потертой лиловой краски наша белоснежная щепочка выглядит, как новая заплатка на старом сюртуке. И я не хочу сказать, что это шедевр – но что-то эстетическое в этом есть.

 
Щепка от родной двери -  на чужбине. Как бы она не пристраивалась к чужому времени-пространству, то бишь, проще говоря, хронотопу, все равно она хронотопает только Домой!
Всего лишь щепка, отколовшаяся от дверей нашего дома – но без нее дом неполный, как океан неполный без единственной капли соленой воды, как народ без меня неполный (наивно, но Андрей Платонов уверяет).
Щепка – не беженка, а лишь временно перемещенная особа. Еще шаг, или два – и все щепки от дверей наших домов поплывут ярко-бурлящим потоком в Украину, домой, и приклеются к свои собственным дверям. А все двери на радостях объединятся в Золотые ворота Киевской Руси, и откроются они навстречу сокровищам всех стран мира, давшим нам прихисток в тяжелую годину. И только перед орками-каннибалами  из дикой страны РыФы  Золотые ворота закрыты будут теперь - навеки.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Я свідок , застряглий у попелі днів... занесений на Донбас Медіа Форум

  БезТебеНіяк! На полі інформаційного бою Замість крил душа оперилася у тривогу -  чорний крук снаряду присів на чужім даху, тур ракети когось настромив на смертельні роги. Ну а я... Я свідок , застряглий у попелі днів, вдячний свідок, чий світ обваливсь, потонув, згорів. ( Альона Маляренко, херсонська письменниця, журналістка, блогер)   Хтось процитував Ліну Костенко:  «Гуманітарна аура нації». Які магічні слова… сьогодні я їх розумію як атмосферу на зібранні українських журналістів. 

Окупована природа: як знищують херсонську землю російські загарбники

"Вечірнє сонце, дякую за день, за цю потребу слова, як молитви"   (Ліна Костенко) Природа. Довкілля. Екологія. Наші степи, ліси, Олешківська пустеля, Кінбурнська коса, Дніпро, плавні, Чорне та Азовське моря, озера, насичене духмяним різнотрав'ям  повітря – все це мирне,  беззбройне, наївно  відкрите кожному. Беззахисне перед гарматами, ракетами  та градами, тендітне перед зброєю орків – нелюдей. Так само, як і мирні неозброєні  жителі Херсонщини – вони теж  беззахисні перед окупантами з автоматами навперейми. Але ж люди можуть виїхати, евакуюватись, стати біженцями або ВПО. А природа не може зійти зі свого місця – вона укорінена в нашій землі. Вона безпорадно  терпить всі знущання та тортури руссо-фашистських загарбників, вона потроху розчиняється від болю, вона безмолвно вмирає в гестапівських камерах кривавої русні. Окупанти-канібали  в Херсонській області  не задовольнялись стражданнями людей, їм мало було замордувати тисячі домашніх тварин, вони ще замучили і природу.

Христос воскрес! І війна

  Моє звернення у Великдень  Бог Отець, Бог Син, Бог Дух святий, я звертаюсь до Тебе у Великдень  з моїм найголовнішим Пасхальним проханням, молитвою, мольбою: допоможи, Господи, який воскрес, щоб хоча б один російський солдат  зрозумів людську правду  та вивів за собою  з моєї української землі всіх до єдиного окупантів, і почав прямо сьогодні.  І щоб більше не знадобився український контрнаступ, тому що вороги побіжать геть самі,  щоб вся наша земля в кордонах 1991 року була звільнена від рашистів,  і нехай  жоден захисник України більше не буде убитим, як і жоден цивільний беззбройний українець більше не загине під бомбами русофашистських загарбників.  Господь, я написала мое Обращение к русскому солдату, в котором  я обращаюсь к ним  на русском языке – к российским солдатам  всех званий и рангов. Я  - украинка, гражданка Украины, живущая в свободной стране  Украине, я русская по национальности отца – коренного сибиряка,  русская по месту рождения в городе Тюмени, русская по родно